Вы здесь

Общественные хранители наследия

Проблемы сохранения наследия в видении Всероссийского общества 
охраны памятников истории и культуры

/По материалам  ХII  Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры в Ростове-на-Дону, участником которого были представители НОУ ДПО «Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации»/  

В работе  съезда принимали участие 10 представителей самых активных региональных отделений  Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Рабочий потенциал у организации огромный. Общество включает более 50 региональных отделений и более 1000 членов. Так Совет по культурному наследию при губернаторе Санкт-Петербурга на 2\3 состоит из представителей Санкт-петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Активная работа, как прозвучало на съезде,  идет в Саратове,  Новгороде,  Пскове  и других регионах.
В своём выступлении на съезде зам. председателя Центрального Совета  ВООПИиК  Иванов  Антон  Евгеньевич заявил:
- Последние годы ВООПИиК активно выступает в вопросах организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы. Хотелось бы отметить, что в отличие от коммерческих организаций, которые тоже работают на данном поприще, ВООПИиК проводит  многие экспертизы бесплатно. Там, где мы видим, что нет пользователя, здание аварийное или ещё какая-то нештатная ситуация, ВООПИиК подключается и проводит экспертизу безвозмездно. Исключить какие-то заказные моменты и сделать экспертизу объективной позволяют: наличие сильных экспертов, утверждение, актов госэкспертизы, как правило,  на президиуме, где собираются лучшие специалисты.                        
Большое внимание в работе ВООПИиК  традиционно уделяет популяризации культурного наследия. Стоит отметить проводимую нами при поддержке Министерства культуры РФ премию «Хранители наследия». Недавно состоялась пятая церемония. В  целях популяризации культурного наследия мы используем  издательства, чтения, кинофестивали, экскурсионную работу и другие направления.
Обозначу проблемные вопросы, которые имеют место быть в работе по охране  историко-культурного наследия:
- Это проблема с работой комиссии  по аттестации государственных экспертов в сфере охраны историко-культурного наследия
- Это вопросы расширения списка исторических городов. У нас как по приказу было 42,  так   пока  и остаётся.
-   На прошлом съезде говорили  о замечательном предложении, которое сейчас уже реализуется  в Москве.  Это передача памятников  в аренду 1 руб. за 1 кв. метр. Эту инициативу надо как можно скорее переводить на федеральный уровень, потому что в городах  очень много бесхозных объектов,  а это потенциальный снос и потенциальная потеря культурных объектов. Стоимость реставрации объекта и ещё плюс  нагрузка за счёт аренды делают любой проект  в  данной сфере нерентабельным.
- Мы имеем острую проблему с размещением  рекламы. Закрываются не только фасады агрессивной рекламой, но и целые акватории, целые видовые пространства, которые тоже являются охраняемыми объектами и объектами ЮНЕСКО. Зачастую работа по  согласованию этих рекламных носителей в регионах отдана комитетам по печати, КУИ или  ещё каким-то органам. Органы  государственной охраны памятников, по сути, не имеют никаких полномочий в данной сфере. Хотелось бы  закрепить эти полномочия, в том числе и за органами государственной охраны, тогда было бы больше порядка в этом вопросе.
-  Очень острый вопрос - разработка и утверждение на федеральном уровне порядка признания нежилых зданий аварийными, подлежащими сносу или реконструкции. За разными уловками  становится возможным снос  зданий, которые фактически аварийными не являются.
- Разработка и принятие прозрачной процедуры организации, проведения и  утверждения технической экспертизы состояния нежилых зданий.
Как известно, суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения, поэтому очень важно накопить такую правоприменительную практику по статьям Административного кодекса и активно работать над исполнением. Возможно,  продумать  ряд  дальнейших   ужесточений. Имело бы смысл,  даже более чем большие штрафы, изымать эти объекты или участки из собственности  нерадивых инвесторов либо лишать права дальнейшей работы организации и лиц на объектах культурного наследия. Тогда штраф не был бы просто откупом за снос здания. 
Параллельно для добросовестных инвесторов – снятие бюрократических преград в плане заключения охранных обязательств, в получении разрешений, то есть идти разноплановым путём: с одной стороны,  ужесточая  санкций, с другой стороны, помогая добросовестным инвесторам в их работе.  ©