Вы здесь

Столичный опыт

Из опыта  работы по сохранению объектов культурного наследия 

/По материалам выступления начальника Управления рассмотрения документации и контроля проведения работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г.Москвы Муратовой И.В.  на ХII Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры, прошедшем  с  19 по 23  августа 2013 года  в Ростове-на-Дону и Таганроге/
   - На территории Москвы находится 4 тыс. зданий, имеющих статус памятников истории  и культуры. 70% из них - в хорошем либо удовлетворительном состоянии и ни в чём, кроме проведения сезонных работ и обновления фасадов,  не нуждаются. Проблемными являются треть объектов. 220 аварийных памятников – 5% от общего количества -   вызывают особую тревогу.
 Долгое время московской реставрации не уделялось должного внимания. Не было перспективных планов, не было программ. В 2010 году в Москве реставрировалось не более 10 объектов с общим объёмом финансирования 250 млн. руб.  В 2011г. Правительство Москвы сделало  сохранение объектов культурного наследия  приоритетным направлением своей деятельности, не только увязав с масштабной программой  благоустройства исторической части города, но и выделив достаточное финансирование. В результате,  в 2012 году работы велись уже на 126 объектах  культурного наследия с объёмом финансирования 6 млрд. руб. Причем, Департаментом отреставрировано 107 памятников, объем финансирования из городского бюджета составил 4 млрд. руб. Рекордное количество памятников за всю историю Москвы реставрировалось в 2012г. за счёт инвесторов. Объём инвестиций составил более 1 млрд. руб.
         В 2012г. впервые в Москве реализована программа по выделению субсидий религиозным организациям на реставрацию храмов. Программа способна увязать бюджетные средства со средствами верующих, которые в 2012г. вложили в реставрацию памятников  29,5 млн. руб., что составляет четверть всех понесённых расходов. Благодаря этому в 2012г. удалось отреставрировать 7 известных московских храмов и к концу текущего года будут отреставрированы ещё 12 храмов.
Программа работает следующим образом. Во-первых, Департамент избавился от потока просителей денег на восстановление храмов. Теперь заявки   на  получение субсидий поступают в Департамент аккумулировано, правильно оформленные и уже одобренные централизованной  религиозной организацией.
Ни орган исполнительной власти,  ни Департамент культурного наследия, ни какая-либо  другая  аффилированная городу структура в данном случае не является госзаказчиком.  Департамент только даёт деньги, заказчиком в данном случае является сам приход. И уже он проводит конкурсную процедуру по подбору подрядной организации и заключает договор. Таким образом, Департамент избавился от подозрений в свой адрес в лоббизме подрядных организаций.
Пакет документов для  получения субсидий достаточно лаконичен и подготовить его можно в течение недели. Экспертиза сметной документации проводится на базе ГКУ «Мосреставрация», что позволило сократить сроки с 45 до 3-5 рабочих дней. Таким образом, были убраны административные барьеры.
Ещё очень многие храмы не отреставрированы, и цель программы  дать деньги  прежде всего на реставрацию храмов центральной части Москвы, на видовых улицах столицы. Программа – не есть спонсорская помощь из бюджета. Это партнёрская программа государства и религиозных организаций. Она стимулирует  религиозные  организации на проведение работ по сохранению памятника.
Также в 2012г. в Москве была реализована крупнейшая программа  по благоустройству исторической части города - приведение в порядок фасадов всех без исключения исторических зданий, расположенных на центральных улицах города. Приведены в порядок фасады  347  исторических зданий.
Таких масштабных реставрационных работ в Москве, как сейчас, не проводилось со времени олимпиады-80. И это было бы невозможно только за счёт средств городского  бюджета. Привлечение частных инвестиций в реставрацию – есть не только прямой вклад в неё, но и гарантия дальнейшего надлежащего содержания объектов. 24 января 2012 года Правительство Москвы принимает Постановление №12пп, которое  стало своеобразным брендом новаторского подхода. Суть программы проста: 1 рубль за 1 кв. метр. Арендатор, который в течение 5 лет отреставрирует свой объект, вправе рассчитывать на льготную аренду 1 рубль за 1 кв. метр. В 2012г. передано 7 таких объектов. Два из них будут введены в эксплуатацию уже в 2013 году. В 2013 году Правительство Москвы планирует передать ещё 30 объектов. По первым четырём объектам аукцион уже проведён. И от аукциона к аукциону интерес инвесторов растёт.
Проблем с  реализацией Постановления №12пп была масса: неоформленные земельные участки, отсутствие коммуникаций к зданиям, оставался открытым вопрос дополнительных площадей (в ходе проведения исследовательских работ обнаруживаются исторические подвалы, мансарды и т.д.), а по разъяснению ФАС новые площади поступают на новый аукцион. В Москве достаточно много добросовестных инвесторов, вложивших большие суммы в реставрацию,  которые являются добросовестными пользователями и которым, что называются,  было обидно платить более, чем 1 рубль за 1 кв. метр. Изучив данную ситуацию, 20 ноября 2012 года было принято Постановление Правительства Москвы №650пп «О внесении изменений в Постановление №12пп». Согласно данному Постановлению, льготная арендная ставка распространяется и на  новые дополнительные площади. Арендатор, который грамотно провёл реставрацию до выхода Постановления №12пп, также вправе  при наличии подтверждающих документов на льготную арендную ставку 1 рубль за 1 кв. метр.
Что касается  проблем с неоформленными земельными участками и отсутствием коммуникаций. После переговоров мэра Москвы с инвесторами было решено, что градостроительный план земельного участка будет  входить  в  состав лотовой документации. Также город гарантирует инвесторам минимальные мощности  для проведения работ по сохранению и дальнейшей эксплуатации здания.
Оставался вопрос  некачественных инвестиций. На аукцион  иногда приходит недостаточно грамотный инвестор, который увидел лозунг  «1 рубль за 1 кв. метр»  и идёт за короткими деньгами, не имея представления о том, что такое научная реставрация, насколько этот процесс затратен в финансовом, во временном, в интеллектуальном, в моральном смысле и т.д. В результате возникает психоз, ступор.  Чтобы минимизировать подобные ситуации,  помимо грамотно оформленных документов, нужна ежедневная активная позиция органов власти в отношении бизнес сообщества.
Для повышения стимула реставраторов, для поощрения их мастерства в 2012 году была утверждена Премия «Московская реставрация». 5 декабря 23 лауреатам были вручены дипломы и премии мэра  Москвы.
Но всегда есть проблемы, которые мешают двигаться вперёд. Многие из них обсуждались на встрече мэра Москвы с реставраторами. Специалисты упоминали отсутствие актуальных нормативных баз, противоречия с Федеральным законодательством, излишние административные барьеры и т.д. В результате 13 января 2013 года в Москве вышел новый административный регламент – Постановление №58пп. Время прохождения административных процедур  сокращено в Москве с 235 до 40 рабочих дней. Разрешения и задания выдаются одним документом. Акт приёмки работ выполняется  за 20 дней.©