Вы здесь

Изменения в Федеральном законодательстве в сфере реставрации

Доверять только  имеющим  необходимый опыт и уровень квалификации

      Первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы РФ Е.Драпеко рассказала участникам I Международного съезда реставраторов об изменениях, которые произошли в Федеральном законодательстве в последние годы и заверила, что депутаты Госдумы Комитета по культуре слышат пожелания реставраторов, сочувствуют их проблемами и работают над совершенствованием законодательства в сфере сохранения  уникального  культурного наследия Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июля 2011 года внесены изменения в ст.149  Налогового кодекса, согласно которой от налогообложения освобождены почти все виды работ по сохранению объектов культурного наследия. Налоговые льготы распространены также на выявленные объекты культурного наследия и установлен перечень  документов, предоставляемых  в налоговые органы для освобождения от налогообложения.
В 2011 году принят Федеральный закон, которым введена аттестация специалистов в области сохранения объектов культурного наследия и иных культурных ценностей.
В 2013 году принят Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и положение Федерального закона, направленное на учёт специфики отношений в отрасли, которое предусматривает определение исполнителя работ на конкурсах с ограниченным участием. Это позволяет привлекать к выполнению специфичных работ только поставщиков, подрядчиков или исполнителей, имеющих необходимый опыт  и уровень квалификации в сфере реставрации. Этим же Федеральным законом предусмотрено определение начальной цены контракта на работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с  проектно-сметным методом, на основании согласованной проектно-сметной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами. Повышена сумма до 400 тыс. руб., на которую могут быть заключены  контракты без проведения конкурса. В отношении объектов культурного наследия эта норма позволяет в короткие сроки  без проведения длительной процедуры провести срочные противоаварийные работы и определить границы  территории памятника, что является важным инструментом обеспечения его сохранности.
В 2013 году внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, ужесточившие меры ответственности за   нарушения в сфере охраны объектов культурного наследия. Так предусмотрена административная ответственность за нарушения, осуществлённые в отношении объекта культурного наследия любой категории, а не только в отношении памятников истории и культуры федерального значения, как это было ранее. Таким образом, решена  многолетняя проблема установления  административной ответственности, совершённой в отношении объектов регионального и  местного значений. Введены многомиллионные штрафные санкции для юридических лиц за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
Не менее важным для обеспечения сохранности  объектов культурного наследия  является  закон от 23 июля 2013 года в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. В Уголовный кодекс вводится новая статья 243.1, предусматривающая ответственность за нарушения,  в том числе и требований  по  сохранению объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр и выявленных объектов культурного наследия, повлекшие по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере. Меры, предусмотренные этими федеральными законами, позволят значительно уменьшить число правонарушений.
Отдельного упоминания заслуживает совместная работа Комитета по культуре Госдумы с Министерством культуры, направленная на координацию положения ФЗ «Об объектах культурного наследия»  и Градостроительного кодекса. Дело в том, что в Градостроительный  кодекс в июле 2011 года были внесены изменения, в которых появился некорректный для сферы сохранения объектов термин как «строительство и реконструкция  объектов культурного наследия». Поэтому в Комитете по культуре подготовлен новый проект Федерального закона о внесении изменений в ФЗ «Об объектах культурного наследия» и отдельные законодательные акты, которые вносят изменения в наше законодательство и предусмотрены изменения в ряде статей Градостроительного кодекса, которые устранят противоречия  этих двух законодательных актов.
Требует устранения правовая коллизия между ФЗ «Об объектах культурного наследия» и Градостроительным кодексом в части того, что Градостроительный кодекс не допускает виды экспертиз, не предусмотренные им, в число которых попадает и  государственная историко-культурная экспертиза проектной документации. Однако этот вид экспертизы обязателен для осуществления указанного вида  работ в соответствии с законом «Об объектах культурного наследия». Положения нового проекта ФЗ  должны лигитимизировать историко-культурную экспертизу.
Планируется  внесение изменений в закон «Об объектах культурного наследия», которые разрешат противоречия с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»,  в части того, что лицензированию должны подлежать все виды работ, входящие в состав работ по сохранению памятников, а не только работы по реставрации, как это предусмотрено действующей редакцией.©