Вы здесь

Нормативное регулирование

                 Перспективы сохранения культурного наследия 

/ По материалам  выступления  директора Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры России  В. Цветнова на I Международном съезде реставраторов, в работе которого  принимала участие Зарубина Т.А., директор НОУ ДПО «Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации», единственного в Саратовской области учреждения дополнительного профессионального образования, осуществляющего переподготовку и повышение квалификации специалистов в области реставрации культурного наследия. /
     Качество проведения мероприятий  по сохранению  объектов культурного наследия возможно только  при наличии высокопрофессиональных специалистов. Наличие таких специалистов в организации, выполняющей реставрационные работы, является  сегодня одним из основных условий получения лицензии Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Лицензирование данной деятельности является сегодня основным механизмом регулирования отрасли. В настоящее время у нас  более 3,5 тысяч юридических лиц, индивидуальных предпринимателей  являются обладателями лицензий Росохранкультуры или Минкультуры, выдаваемых в соответствии с федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» и нашим  73 Федеральным законом. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации 279, которое утвердило Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия, определён перечень видов работ и услуг, составляющих  лицензированный  вид деятельности. В качестве механизма, подтверждающего квалификацию специалистов-реставраторов, была законодательно предусмотрена их аттестация. Но практика осуществления контрольно-надзорной деятельности, как проверка соблюдения лицензионных требований и условий, так и состояния объектов культурного наследия в ходе реставрационных работ, показывают недостаточную  эффективность применения механизмов регулирования. Достаточно сказать, что за период с 2011 года по 1-й квартал 2013 года было проведено в общей сложности 545 мероприятий по контролю за соблюдением  лицензионных требований и условий, и только по 37 случаям из 545  дела об административных правонарушениях были направлены в суд. И то, в настоящее время штрафы за грубые нарушения лицензионных требований,  к которым в данной сфере относятся, например, проведение реставрационных работ без получения разрешения госоргана охраны памятников в нарушение статьи 7.13 Кодекса об административных правонарушениях, составляли всего от 40 до 50 тысяч рублей. Отсутствие же квалифицированных специалистов в организации, которая осуществляет реставрационные работы на объектах, считается не грубым нарушением и штрафные санкции ещё ниже. А перспектива доведения дела о  нарушении лицензионных требований  и условий до суда и лишение какой-то организации лицензии  на сегодняшний день вообще не представляется реальным. Во всяком случае,  суды неохотно идут даже на рассмотрение подобных дел. А фактов о положительных судебных решениях не существует на сегодняшний день, несмотря на все предпринимаемые попытки.
В условиях, когда после принятия нового закона лицензия стала  не бессрочной, и каждую проверку необходимо согласовывать с органами прокуратуры, лицензирование перестало быть эффективным механизмом регулирования деятельности по сохранению объектов культурного   наследия. Предстоит выработать решение о повышении эффективности деятельности, направленной на сохранение памятников. Один из механизмов, который пришёл на смену лицензированию в строительстве, – это саморегулирование организаций. Правда, для введения деятельности саморегулируемых реставрационных организаций нужно пройти  достаточно жесткую и длинную дистанцию  разработки и введения необходимых нормативно-регулирующих нормативов. Движение по этому поводу уже началось: на базе Государственного унитарного предприятия Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ГУП ЦНРПМ) Приказом по Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии Росстандарта в 2012 году с хорошим №777 создан  Технический комитет по стандартизации  «Культурное  наследие». Основной задачей этого комитета является анализ действующих нормативных документов и стандартов, организация разработки экспертизы проектов национальных, межгосударственных  и международных  стандартов, формирование программы  разработки национальных стандартов, совершенствование системы государственного контроля и управления  средств стандартизации. В рамках Технического комитета по программе национальной стандартизации   Российской Федерации на 2013 год разработано несколько проектов национальных   стандартов РФ, утверждены приказами Росстандарта всего 2. В проекте программы стандартизации  на 2014 год определены разработки  некоторых стандартов.
Принципиально важным является тот факт, что без государственного регулирования такая тонкая сфера как реставрация оставаться не может. Сохранение культурного наследия является и конституционной обязанностью каждого гражданина. Государство взяло на себя некоторые  обязательства перед международным сообществом, -  сохранение памятников, которые включены в список всемирного наследия.
О конкретных механизмах  нужно говорить. В качестве одного из предложений – иной принцип государственного регулирования, позволяющий обеспечить работу на конкретном объекте культурного наследия, - квалифицированные специалисты. Предлагалось рассмотреть вопрос о включении требования о наличии специалистов  и других, связанных с этим требований, в механизм выдачи разрешений на реставрацию конкретного объекта культурного наследия. Соответствующее требование  может быть одним из основных и при подготовке конкурсной документации в рамках реализации нового, вступившего с 1 января 2014г. 44 Федерального закона, который придёт на смену всеми критикуемого 94.
Учитывая, что Министерство культуры переходит на более мягкие для реставрационной деятельности  и продолжительные контракты, что этот механизм позволит сократить появление неких, мягко говоря,  неспециалистов на объектах культурного наследия Российской Федерации. В процессе проведения реставрационных работ это требование также будет проще контролировать, потому что достаточно будет наличия соответствующего специалиста на объекте реставрации, а его отсутствие будет  вести к выдаче предписания о приостановке  работ. Это должно повысить качество работ реставрации. В итоге это будет способствовать  повышению эффективности деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
К сведению.
В Балаковском институте  профессиональной переподготовки и повышения квалификации работает кафедра реконструкции и реставрации. Кафедра  проводит  профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов -реставраторов как рабочих профессий (плотник, столяр, маляр, штукатур, каменщик, кровельщики т.д.), так и инженерно-технического персонала. На кафедре РиР вы можете пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получить дополнительное образование по следующим специальностям:
реставратор деревянного зодчества
реставратор каменного зодчества
реставратор кровельных покрытий
реставратор произведений из дерева
реставратор декоративно- художественных покрасок
реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий
реставратор строительный (реставратор архитектуры и архитектурной среды)
Обучение проводится на базе среднего  профессионального и высшего образования.
Сроки обучения  - от двух недель до трёх с половиной месяцев. По окончании выдаётся удостоверение, свидетельство или диплом. ©