Вы здесь

Нормы трудового права – знать, чтобы не нарушать

Изменения  законодательства в связи с принятием федерального закона
«О специальной оценке условий труда»
 
/По материалам выступления начальника отдела №4 надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда Саратовской области Макшановой Александры Сергеевны  в  рамках обучающего семинара для руководителей предприятий, организаций и специалистов  по охране труда, организованного Балаковским институтом профессиональной переподготовки и повышения квалификации совместно с администрацией БМР   накануне Всемирного   дня  охраны труда-2014/
 
С  1 января 2014г. вступили в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Согласно закону №426-ФЗ (ст.3) специальная оценка условий труда является единым комплексом мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. Закон №426-ФЗ определяет сроки (ст.8), порядок (ст.ст.8-18) проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя (ст.4), работника (ст.5) и осуществляющей оценку организации (ст.6). Результаты специальной оценки условий труда (ст.7) учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в целях предоставления компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
В случае, если до 1 января 2014г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (ст.27).
Закон №421-ФЗ (ст.15) устанавливает, что порядок и условия осуществления компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный отпуск, повышенная оплата труда) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014г. при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.   
Закон №421-ФЗ также вносит изменения в 13 федеральных законов, в том числе в Трудовой и Уголовный кодексы, КоАП, в законодательство об охране труда и пенсионное законодательство.
Основные изменения в Трудовом  кодексе  Российской Федерации
 (внесены статьей 12 закона №421-ФЗ).
1. Введен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ст.15 ТК).
2. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не для всех работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, а лишь для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (ст.92 ТК). Продолжительность рабочего времени таких работников может быть увеличена (не более чем до 40 часов в неделю с выплатой денежной компенсации) на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника (ст.92 ТК).
3. Несмотря на то, что для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ст. 94 ТК).
4. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст.104 ТК).
5. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется не всем работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, а лишь работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст.117 ТК). Часть дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника может быть заменена денежной компенсацией (ст.117 ТК).
6. Взамен обязанности работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда введена обязанность проводить специальную оценку условий труда (ст.212 ТК).
7. Исключена обязанность работодателя проводить сертификацию организации работ по охране труда (ст.212 ТК).
8. Исключен запрет переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда (ст.215 ТК).
9. Взамен полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по организации введено полномочие по координации проведения на территории субъекта РФ обучения по охране труда работников (ст.216 ТК).
10. Исключено полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (ст. 216 ТК).
11. Исключено полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по организации проведения на территории субъекта РФ аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.216 ТК).
12. Взамен государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда введена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда (ст. 216.1 ТК).
13. Исключена государственная экспертиза условий труда в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.216.1 ТК).
14. Установлены особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда (ст.351.3 ТК).
15. Государственные инспекторы труда наделены правом предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда (ст.357 ТК).
Изменения в КоАП
(вступают в силу с 1 января 2015 года)
В КоАП вместо одной статьи, касающейся нарушения законодательства о труде и об охране труда, вводится различная ответственность за разные виды административных правонарушений. Вводится ответственность за не заключение, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора в виде штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Повторное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также в КоАП вводится ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты) в виде штрафа на должностных лиц вплоть до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц вплоть до ста пятидесяти тысяч рублей. Повторное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вводится ответственность за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Повторное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вводится ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. ©