Вы здесь

В свете новых нормативов

В Нижнем Новгороде на базе некоммерческого партнерства центров охраны труда Приволжского Федерального округа с 11 по 15 октября проходило обучение сотрудников измерительных лабораторий, где в очередной раз свой профессиональный уровень повышали сотрудники измерительной лаборатории Балаковского института профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На курсах обсуждались вопросы правового обеспечения аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда, отличие порядка АРМ, введенного в действие 1 сентября 2011г. от того, что был в действии ранее, требования, которые сегодня предъявляются к испытательным лабораториям, к работодателям, к аттестационной комиссии, наказания за некачественное проведение работы, вопросы оформления документации. Со слушателями было проведено обучение по определению всех видов вредных факторов.
 
Министерство здравоохранения и социального развития предполагает проводить реорганизации нормативных актов и реформирование системы охраны труда (ОТ). В Трудовой кодекс (ТК) уже внесено более 500 изменений. И последние изменения касаются аттестации рабочих мест. В ст.209 ТК внесены такие понятия, как оценка профессионального риска и управление профессиональными рисками. В основе понятия оценки проф. риска лежит организация рабочих мест. По данным Международной организации труда, существует более 150 понятий профессиональных рисков, поэтому и введены понятия «оценка профессионального риска» и «управление профессиональными рисками». Все нормативные акты, которые сегодня связаны с АРМ, связаны и с оценкой и управлением проф. рисками. В проекте нового Порядка АРМ много изменений и красной нитью проходят понятия «оценка профессионального риска» и «управление профессиональными рисками».
 
В России в области ОТ действуют более 1000 нормативных актов. Среди них достаточное количество отраслевых правил, государственных правил, строительных правил, стандартов и т.д. Минздравсоцразвития, проводя реорганизацию управления ОТ, выпустило постановление Правительства и положение. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования ОТ, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по ОТ, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
 
Введенные в 2009г. ФЗ №206 стандарты безопасности труда стали новой частью системы нормативных правовых актов. Сегодня структура Стандартов безопасности труда состоит из 5 групп: организационно-методических стандартов, содержащих требования нормирования условий труда, системы управления ОТ, структуры службы ОТ. Во второй группе – стандарты по АРМ, которые сегодня разрабатываются. Это методики проведения аттестации стационарных рабочих мест, временных рабочих мест ит.д. 3-я группа – это стандарты для одного вида рабочих мест.
 
4 группа - стандарты мероприятий по ОТ, определение средств по индивидуальной защите, обучение по ОТ.
 
И 5 группа - стандарты по оценке и управлению профессиональными рисками.
Следующая структура правил по ОТ подразделяется на 3 группы: 1-правила экономической деятельности, 2-сквозные правила для всех видов экономической деятельности, 3-правила для наиболее травмоопасных работ.
 
Что касается санитарных норм и гигиенических нормативов с марта 2010г. полномочия по их утверждению переданы Минздравсоцразвития.
 
В связи с изменениями в ТК появился новый приказ Минздравсоцразвития №342н от 26.04.2011г. об утверждении порядка проведения АРМ по условиям труда и с 1 сентября 2011г. введен в действие. С этого времени оформление протоколов, документации – всех материалов - производится только по новому порядку. Однако та работа, которая была проведена до 1-го сентября 2011г., признается в силе.
 
В новом Порядке сказано, что аттестацию проводит работодатель, введено понятие «аттестующая организация». Это организация, имеющая в своем составе аккредитованную измерительную лабораторию и внесенную в государственный реестр Минздравсоцразвития. Это вызвано тем, что за последние 2-3 года было много обращений и в Правительство, и к Президенту, и в Министерство здравоохранения, касаемо качества выполнения АРМ и стоимости каждого РМ. Хотя и сегодня имеют случаи некачественного проведения АРМ. Стоимость АРМ свыше 100 тыс. по закону должна проводиться по конкурсу, в котором могут участвовать все аттестующие организации, даже другого субъекта РФ. До 1 декабря 2010г. в России АРМ занимались более 2500 лабораторий, многие из которых находились в составе предприятий. Сегодня появилось понятие «независимые оценщики», т.е. не входящие в состав организаций, не подчиненные руководству организации.
 
Сейчас в государственном реестре более 600 аттестующих организаций. По новому Порядку аттестацию проводит работодатель и аттестующая организация. Появилось разграничение ответственности: работодателя и аттестующей организации. Почему появился госреестр? Минздравсоцразвития вынуждено было пойти на эту меру. Это связано с качеством АРМ и ценой вопроса. Был сделан анализ, который показал, что 60% АРМ стоили 2500 руб., а в Москве - до 8000 тыс., хотя фактическая их цена была меньше. Есть пример, когда приезжали люди только с ноутбуком, и за 2 дня проводили аттестацию 2500 рабочих мест по 500 руб. каждое. Это было в санатории для ветеранов ВОВ и инвалидов. Работники санатория стали жаловаться. Была проведена экспертиза, которая показала, что измерения не проводились! В результате были созданы бригады для проверки качества работы лабораторий и выявления недобросовестных.
 
Поэтому задача работодателя – обязательно посмотреть госреестр. Контроль возложен на Федеральную инспекцию труда. И только по итогам 2010г Госинспекция провела проверку 204 организаций. В 12 лабораториях не оказалось приборов. В 16 – не оказалось систем качества. Вопрос: каким образом они могли обеспечить качество проведения АРМ? По итогам этой проверки 8 организаций были лишены аккредитации и исключены из госреестра. Сейчас по итогам 1-го полугодия 2011г. вновь проведены проверки и будут приняты соответствующие решения.
 
Работая в составе аттестующих комиссий, необходимо смотреть за качеством проведения аттестации. Поэтому на сегодня ужесточили требования и наказания и к работодателям и к аттестующим организациям. За не проведение АРМ и сертификации юр. лица наказываются штрафом до 600 тыс. руб. С начала 2012г. – до 800 тыс. руб. За не обеспечение средствами индивидуальной защиты, за необучение сотрудников ОТ – на 400 тыс. руб., за не заключение трудового договора, за выдачу зарплаты в конвертах – на 150 тыс. руб.
 
За последние 2 года более 80% аттестующихся организаций используют средства Фонда социального страхования, являясь страховщиками и уплачивая ежемесячные взносы в зависимости от класса профессионального риска (на основании приказа Минздравсоцразвития №101 от февраля 2010г. О предупредительных мерах).
 
Протоколы, карты аттестации являются документами строгой отчетности и должны храниться в организации 45 лет. Они являются подтверждающими документами при оформлении досрочной пенсий по вредности. Поэтому очень важно провести сверку должности, которая записана в трудовой книжке, с выполняемой работой.
 
Эксперт по анализу факторов условий труда
ЧОУ ДПО «БИППиПК